Методическое пособие для преподавателей и кураторов "
Истоки агрессивности у подростков и способы установления с ними взаимоотношений"
|
|
Методическое пособие для кураторов "Организация работы куратора с учащимися в период адаптации" |
|
Методическое пособие для преподавателей и кураторов "Конфликты в нашей жизни" |
|
Методическое пособие для преподавателей и кураторов "Виды и функции общения" |
|
Рекомендации в период адаптации для кураторов и педагогов |
|
Причины плохой адаптированности |
|
Физиологические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- частые беспричинные головные боли;
- постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- полная или частичная бессонница;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания и др.
Социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
- дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности и др.
Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни.
Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".
Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов.
Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания".
1. Лицо преподавателя должно быть доброжелательно-заинтересованным. У учащего выражение лица педагога должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на занятиях самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно учащимся.
2. Не одевать «маску» равнодушия и строгости на свое лицо. Вести себя надо естественно, движения тела должны быть спокойными, без резких движений, глаза должны «гореть» и «светится». Ведь эффект первого впечатления – это показ своего образа. То, что ты преподаешь в первую минуту, то и получишь в процессе всего урока.
3.Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж.
4.Одна из главных особенностей имиджа учителя физкультуры – это манера поведения. От того как мы ходим, как следим за мимикой своего лица, как преподнесем свое настроение, зависит взаимопонимание учащихся. А отсюда главная составляющая педагога – довести до ребенка все знания и умения, правильно используя свой имидж.
5. Уважайте людей. Относитесь к ним так же, как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и о приятном, интересном для собеседника.
6. Будьте смелым и решительным. Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.
7. Не бойтесь рисковать. Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания учащихся, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошибки. Помните об отрицательном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дисциплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом.
8. Сотрудничайте с людьми. Развивайте у детей желание охотно выполнять Ваши указания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Заменяйте распоряжения уверенно высказанными просьбами.
9. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка при встрече с учащимся говорит, что Вы рады ему. Улыбка при входе в аудиторию - что предстоящая совместная работа с учащимися приятна Вам. Чаше шутите сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда.
10. Доверяйте учащимся. Опровергая мнение студента, старайтесь не обидеть его. Доказывайте ошибочность аргументов спорщика, но не рассматривайте недостатки его характера, имевшие место дисциплинарные поступки. Старайтесь описывать, а не оценивать его поведение.
11.Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвесьте все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, учащегося детально выясните все обстоятельства случившегося и его позицию выслушайте его объяснение до конца. Возможно, этого будет вполне достаточно для устранения недостатков.
12. Стремитесь к диалогу. Чтобы переубедить подростка в чем-либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым он согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов.
13. Не завывайте о престиже. Никогда не забывайте о самолюбии коллеги, подростка. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте.
14. Будьте принципиальным. Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Помните, что принципиальность - это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям.
15. Не будьте упрямым. Не бойтесь извиниться перед студентом, техническим работником, родителем, если были неправы.
16. Укрепляйте у учащихся веру в себя. Низкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Доверие, надежда на успехи питомца вызывают желание не подвести учителя, оправдать полученный аванс. Обязательно с удовлетворением отмечайте малейшие хорошие поступки трудного ученика.
17. Не забывайте о контроле и самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности - это не одно и то же. Не используйте власть пока не убедитесь, что другие средства не дают результата.
18. Не забывайте о культуре одежды и помещения. Будьте опрятны. Выглаженный костюм, начищенная обувь, чистый носовой платок, галстук говорят об уважении к коллегам и учащимся.
19. Помните о такте. Не вмешивайтесь без надобности в дела учащихся. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены.
20. Не ссорьтесь, дискутируйте. Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он закончит, вежливо приведите свои аргументы.
21. Не будьте категоричны. Старайтесь чаще разговаривать с неблагополучными учащимися на темы, не имеющие отношения к учебе и дисциплине. За одинаково хороший ответ или поступок активнее поощряйте трудного студента, за одинаково плохой - строже взыскивайте с лидеров коллектива, с лучших.
22.Благодарите за совет. Когда дают совет, делают замечание, следует, прежде всего, поблагодарить дающего, а уже потом решать следовать этому совету, учитывать замечание или нет.