logo1logo2logo3



ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Время подготовки к экзамену надо разумно распределить. Не следует заниматься по многу часов без перерывов. Лучше учить блоками - усвоил тему, закрепил ее - и отдохнул. Затем кратко повторил, что заучил, и - за новую тему.

2. Во время подготовки сосредоточьтесь на изучаемом материале. Отключите все средства связи. Не откладывайте на потом то, что можно выучить или прочитать сегодня. Вам сложно себя заставить удержать свое внимание? Подождите всего лишь 10 минут. Ваше внимание перейдет из произвольного в стадию непроизвольного и возникнет интерес (таково уж свойство нашего внимания).

3. Прежде чем начать учить какой-то материал, надо его хорошо понять. Бессмысленный, не до конца понятый и осознанный материал вряд ли запомнится. Можно, конечно, заняться зубрежкой, но такой способ не эффективен - материл, заученный таким способом, очень быстро забывается, из головы выветривается. Кроме того, если в материале не ориентируешься, вряд ли ответишь на дополнительные вопросы и получишь хорошую оценку. Так что, только время зря потеряешь, а пользы никакой.

4. Кроме того, очень важно настроиться на усвоение материала. От такого настроя (или установки) зависит, как долго будет храниться выученный материал в памяти: либо только до экзамена, либо долгое время, чтобы его можно было использовать по мере надобности.

5. Очень важна установка и на положительный исход экзамена. Если школьник или студент не уверен в себе, боится, что «завалит», это заставляет его нервничать, волноваться и мешает нормальному процессу усвоения знаний. Таким личностям можно порекомендовать аутотренинг, а также физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

6. Заниматься физическими упражнениями - делать утреннюю гимнастику и специальные упражнения для снятия физического и умственного напряжения и усталости, вообще, очень полезно, а в предэкзаменационные дни - особенно. Если есть возможность, надо ходить в бассейн: плавание тонизирует и придает силу и бодрость, как телу, так и духу.

7. Для снятия умственного и физического напряжения и усталости глаз необходимо делать перерывы по 5-10 минут каждый час работы или 15-20 минут каждые два часа работы. Время перерывов целесообразно использовать для активного отдыха и гимнастики для глаз.

Попробуйте следующие упражнения для глаз:

- Не вставая с кресла, примите удобное положение — спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения необходимо легко, без напряжения.

- Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: взгляд влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо, без задержки в отведенном, положении. Круговые движения глаз — от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстро, а потом как можно медленнее.

- Изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторить несколько раз.

- Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

- Закончить гимнастику необходимо массажем век, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потереть ладони, легко, без усилий, прикрыть ими закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин.). Представить погружение в полную темноту.

8. Не стоит заниматься и по ночам, наоборот, готовясь к экзаменам, надо хорошо высыпаться, тогда и голова будет работать лучше. Психологи иногда советуют устраивать себе в дни подготовки к экзаменам дробный сон - меньше спать ночью (имеется в виду, раньше вставать, а не позже ложиться), но зато спать днем, как в детсадовский «тихий час». Перед сном можно повторить особо трудный материал. Как известно, лучше запоминается то, что было выучено последним. Кроме того, во время сна полученные знания будут перерабатываться мозгом и переходить в долговременную память в спокойной обстановке, не подгоняемые поступающей новой информацией.

 

 

КАК УСПЕШНО СДАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

 

1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.

2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.

3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20—25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.

4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.

5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.

6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.

7. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

Режим учебы и отдыха


· Рабочий день начинайте с 10-15 минутной зарядки. Это могут быть потягивания, глубокие вдохи-выдохи, наклоны головы и т.д., но выполнение упражнений осуществляйте плавно и медленно – организм просыпается!


· Хорошим зарядом бодрости с утра обладает переменный (контрастный) душ. Помните: чередуя теплый и холодный душ, начинайте с теплого режима и заканчивайте горячим. На всю процедуру уйдет 5-10 минут, но в дальнейшем это поможет Вам снизить риск простудных заболеваний и повысит Вашу стрессоустойчивость в течение дня.


· Приступая к выполнению учебной нагрузки в домашних условиях, сначала подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п., настройте освещение.


· При работе сидя, следует сохранять прямое положение тела, грудная клетка не должна упираться в край стола, плечи должны быть развернуты, одежда удобной и не тесной.


· Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.


· Составьте план занятий. Начните выполнять задания с самого трудного, с того предмета, который вызывает у Вас наибольшие трудности. Но если Вам трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдете в рабочий ритм, и дело пойдет.


· Чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время полить цветы, сделать зарядку, принять душ.


· Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть за- данный материал. Полезно структурировать его за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.


· Выписывайте трудные термины, плохо запоминающиеся определения, формулы, иностранные слова на отдельные листах бумаги и развешивайте их на уровне глаз на стенах, холодильнике. Таким образом, Вы будете зрительно фиксировать этот материал и невольно его повторять.


· Готовясь к ответам на экзаменах, никогда не думай о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.


· За час до сна прекращайте умственную работу. Любая ночная работа менее эффективна, чем дневная.
· Перед сном обязательно проветривайте комнату.

 

· Не экономьте на сне. В 16-летнем возрасте в среднем на сон отводиться 8-9 часов, а с 17 лет и старше 8 часов в стуки. Во время сна восстанавливаются физические силы, Ваш мозг продолжает работать и зафиксированная в течение дня информация благодаря памяти переводится из кратковременной в долговременную.

 

 

Правила обращения с памятью

 


· Ставьте цель запомнить надолго.


· Осмысливайте то, что хотите запомнить

.
· Начинайте повторять до того, как материал начинает забываться. «Повторенье – мать ученья!»


· Заучивайте и повторяйте небольшими частями – лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.


· После математики (алгебры, геометрии) следует учить историю, а после физики – литературу. Память любит разнообразие.


· Во время заучивания желательно делать записи, зарисовывать схемы, чертить графики, составлять планы ответов.


· Короткие стихи следует заучивать целиком, а длинные – разбивать на порции.


· Не дожидайтесь полного заучивания – старайтесь воспроизводить материал частями, повторяя про себя или вслух, закрыв книгу. ПОМНИТЕ: эмоционально окрашенный или значимый материал запоминается лучше!

 

 


ОП "Ляховичский аграрный колледж" УО "Барановичский государственный университет"
225 370 Брестская область, г. Ляховичи, ул. Ленина, 64
тел. (801633) 2-17-40, 6-01-77, факс (801633) 6-06-65
e-mail: agrocollege@brest.by