|
Декрет Президента Республики Беларусь № 6
«О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
1 января 2015 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».
1.Снижен минимальный возраст с 16 до 14 лет привлечения к уголовной ответственности за сбыт наркотических средств.
Так же, увеличивается максимальный срок лишения свободы за сбыт наркотиков при наличии отягчающих признаков (например, совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), — с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему — с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, — с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях — с 8 до 20 лет.
За сбыт наркотиков, повлекший по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (влечет лишение свободы на срок от 12 до 25 лет); незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси при отсутствии признаков контрабанды (влечет лишение свободы на срок до 12 лет); повторное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение потребление в общественном месте наркотиков, либо появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (влечет максимальное наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года).
Снижается возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков, с 16 до 14 лет.
2.Штрафы за употребление наркотических средств.
Вводится административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин); непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).
Увеличиваются максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (с 10 до 12 базовых величин); потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).
3.Упрощена процедура дополнения перечня наркотических веществ запрещенных к обороту.
Закрепляются положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, спайсов) и привлекать к ответственности их распространителей. Предусматривается уточнение понятия аналогов наркотиков, позволяющее относить к ним более широкий спектр химических веществ. Максимально упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Беларуси.
4.Контроль за продавцами наркотиков через интернет и Единая система учета наркоманов.
В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения о таком ограничении принимаются Мининформом на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Беларуси.
В целях повышения эффективности профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе в сети Интернет, своевременного выявления лиц, занятых в незаконном обороте наркотиков, Декретом возлагаются обязанности на владельцев интернет-ресурсов — анализировать содержание принадлежащих им интернет-ресурсов, не допускать их использования для распространения материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также информировать органы внутренних дел о попытках распространения таких материалов.
Также возлагаются обязанности на поставщиков интернет-услуг — обеспечить с 1 января 2016 года формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах в порядке, определяемом Минсвязи.
С 1 марта 2015 года создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.
Вводится обязательная идентификация владельцев электронных кошельков, созданных в электронных платежных системах, действующих на территории Беларуси (независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках).
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Глава 1. Общее положение
Статья 4: Под малолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста четырнадцати лет. Под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста восемнадцати лет.
Глава 5. Условия уголовной ответственности
Статья 27: Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2.Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за:
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабеж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
12) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
14) захват заложника (статья 291);
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);
171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328);
18) хулиганство (статья 339);
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
Статья 139. Убийство
- Умышленное противоправное лишение жизни другого человека (убийство) – наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.
-
Убийство:
1) двух или более лиц;
2) заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии;
3) заведомо для виновного беременной женщины;
4) сопряженное с похищением человека либо захватом заложника;
5) совершенное общеопасным способом;
6) совершенное с особой жестокостью;
7) сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера;
8) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
9) с целью получения трансплантата либо использования частей трупа;
10) лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга;
11) лица или его близких за отказ этого лица от участия в совершении преступления;
12) из корыстных побуждений, либо по найму, либо сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом;
13) из хулиганских побуждений;
14) по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
15) совершенное группой лиц;
16) совершенное лицом, ранее совершившим убийство, за исключением убийства, предусмотренного статьями 140–143 настоящего Кодекса, –
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью, а при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 12 части второй настоящей статьи, – с конфискацией имущества или без конфискации.
Статья 144. Причинение смерти по неосторожности
-
Причинение смерти по неосторожности –наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
-
Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам –наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения
-
Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство (заболевание), иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо вызвавшее расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета, на срок свыше четырех месяцев, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица или шеи, – наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
- То же деяние, совершенное:
1) в отношении лица, заведомо малолетнего, престарелого или находящегося в беспомощном состоянии;
2) в отношении похищенного человека или заложника;
3) способом, носящим характер мучения или истязания;
4) с целью получения трансплантата;
5) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга;
6) из корыстных побуждений либо по найму;
7) из хулиганских побуждений;
8) по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
9) группой лиц;
10) общеопасным способом, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
-
Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим иное преступление, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, либо ранее совершившим убийство (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 140–143 настоящего Кодекса), а равно в отношении двух или более лиц, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.
Статья 149. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения
-
Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, не опасного для жизни и не повлекшего последствий, предусмотренных статьей 147 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до четырех месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом со штрафом или без штрафа, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.
-
То же деяние, совершенное группой лиц либо способом, носящим характер мучения или истязания, либо общеопасным способом, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.
Статья 166. Изнасилование. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
-
Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
-
Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
-
Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
-
Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
-
Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 182. Похищение человека
-
Тайное, открытое, путем обмана или злоупотребления доверием, или соединенное с насилием или с угрозой его применения, или иными формами принуждения противоправное завладение лицом при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 291 настоящего Кодекса (похищение человека), наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
-
То же действие, совершенное:
1) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
2) в отношении двух или более лиц;
3) из корыстных побуждений;
4) в целях эксплуатации;
5) с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации;
6) группой лиц по предварительному сговору;
7) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо сопровождавшееся мучениями или истязанием, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
-
Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо иные тяжкие последствия или совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Статья 205. Кража
-
Тайное похищение имущества (кража) – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
-
Кража, совершенная повторно, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
-
Кража, совершенная в крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
-
Кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Статья 206. Грабеж
-
Открытое похищение имущества (грабеж) – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
-
Грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия, или совершенный повторно либо группой лиц, или с проникновением в жилище, – наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
-
Грабеж, совершенный в крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
-
Грабеж, совершенный организованной группой либо в особо крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества.
Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь
о проведении массовых мероприятий
Несовершеннолетние дети, участвующие в
несанкционированных митингах и акциях, подвергаются опасности быть вовлеченными
в массовые беспорядки, правонарушения и преступления, что может представлять
угрозу их жизни и здоровью.
Согласно ст. 15 Закона Республики
Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» лица, нарушившие
установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут
ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Меры ответственности за нарушение
порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и
к участникам массового мероприятия.
Граждане могут быть привлечены к
уголовной и административной ответственности.
Ст.
24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)
установлена административная ответственность за нарушение порядка организации
или проведения массовых мероприятий.
1. Нарушение установленного порядка
проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования,
иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно
публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного
шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением
установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником
таких мероприятий либо иным лицом, –
влекут наложение штрафа в размере до ста
базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка
организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации,
пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к
организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации,
пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка
их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –
влекут наложение штрафа в размере от
двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или
административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых
величин.
3. Деяния, предусмотренные частью 1
настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения
административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от
двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или
административный арест.
4. Деяния, предусмотренные частью 2
настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения
административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от
двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или
административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых
величин.
5. Деяния, предусмотренные частью 1
настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –
влекут наложение штрафа в размере от
тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный
арест.
6. Деяния, предусмотренные частью 2
настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в
собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –
влекут наложение штрафа в размере от
сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или
административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до
пятисот базовых величин.
Ответственность наступает с 16 лет.
Законодательством предусмотрена
административная ответственность по ст. 19.1 КоАП (мелкое хулиганство).
Оскорбительное приставание к гражданам и
другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность
организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к
обществу, –
влекут наложение штрафа в размере от
двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный
арест.
Ответственность наступает с 14 лет.
Законодательством предусмотрена
уголовная ответственность.
Статья
293. Массовые беспорядки
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся
насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или
вооруженным сопротивлением представителям власти, –
наказывается лишением свободы на срок от
пяти до пятнадцати лет.
2. Участие в массовых беспорядках,
выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1
настоящей статьи, –
наказывается лишением свободы на срок от
трех до восьми лет.
3. Обучение или иная подготовка лиц для
участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных
частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное
обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений,
предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, –
наказываются арестом или лишением
свободы на срок до трех лет.
Статья
342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо
активное участие в них
1. Организация групповых действий, грубо
нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным
требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта,
предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких
действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления –
наказываются арестом, или ограничением
свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех
лет.
2. Обучение или иная подготовка лиц для
участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно
финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при
отсутствии признаков более тяжкого преступления –
наказываются арестом или лишением
свободы на срок до трех лет.
Ответственность наступает с 16 лет.
При совершении вышеуказанных
административных правонарушений и преступлений несовершеннолетним лицом, не достигшим
возраста привлечения к ответственности, законные представители
несовершеннолетних граждан подлежат привлечению к ответственности по ст. 10.3
КоАП Республики Беларусь (невыполнение обязанностей по воспитанию детей).
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 ноября 2006 г. № 18
О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях
1. Дети подлежат государственной защите
и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что
родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает
вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или
наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по
воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном
положении.
Государственные органы, иные
организации, граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в части
первой настоящего пункта, обязаны немедленно сообщить об этом в комиссию по
делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные
организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и
законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.
При наличии оснований, указанных в части
первой настоящего пункта, комиссия по делам несовершеннолетних районного
(городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия
по делам несовершеннолетних) по месту нахождения ребенка в трехдневный срок
принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об
отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему
статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на
государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка). При
вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних
выполняет функции органов опеки и попечительства.
В целях обеспечения предъявления в суд
необходимых документов для рассмотрения требования о взыскании с родителей
расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на
государственном обеспечении (далее – расходы по содержанию детей), в решение об
отобрании ребенка вносится запись об обязанности родителей в десятидневный срок
представить в управление (отдел) образования местного исполнительного и
распорядительного органа (далее – управление (отдел) образования) документ,
удостоверяющий личность, и копию заключения врачебно-консультационной комиссии
о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут
выполнять родительские обязанности, засвидетельствованную государственной
организацией здравоохранения. Копия решения об отобрании ребенка вручается
родителям (родителю), у которых ребенок отобран, а также направляется не
позднее дня, следующего за днем вынесения данного решения, в орган внутренних
дел по месту жительства обязанного лица.
О принятом решении об отобрании ребенка
в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления
нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный
срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.
Решение об отобрании ребенка является
обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их
должностными лицами, гражданами.
2. Отобрание ребенка осуществляется не
позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка,
комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии
включаются представители управления (отдела) образования, органа внутренних дел
и при необходимости управления (комитета) здравоохранения местного
исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.
После отобрания ребенок помещается на
государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.
3. В исключительных случаях при
непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном
отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с
частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
4. Комиссия по делам несовершеннолетних
после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:
в течение пяти рабочих дней
информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у
которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда
ребенку назначена пенсия, – управление (отдел) по труду, занятости и социальной
защите или управление (отдел) социальной защиты местного исполнительного и
распорядительного органа;
в шестимесячный срок принять
соответствующее решение:
о возвращении ребенка родителям, если
отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным
уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны
дети, и (или) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите или
управления (отдела) социальной защиты местного исполнительного и
распорядительного органа;
об обращении в суд с иском о лишении
родителей (единственного родителя) родительских прав.
Соответствующий иск в суд предъявляется
по месту жительства (нахождения) ребенка управлением (отделом) образования или
учреждением, в котором находится ребенок, не позднее четырнадцати рабочих дней
после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения, указанного в
абзаце пятом части первой настоящего пункта.
Иск в суд о лишении родителей
(единственного родителя) родительских прав в случае, предусмотренном в абзаце
пятом части первой настоящего пункта, могут предъявить также прокурор, опекун,
попечитель ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные
законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.
Управления юстиции областных (Минского
городского) исполнительных комитетов в необходимых случаях обязаны оказывать
правовую помощь указанным государственным органам (организациям) при
предъявлении в суды исков о лишении родителей (единственного родителя)
родительских прав.
5. Руководитель районного (городского)
исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель
со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании
ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане
определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и
законных интересов ребенка является обязательным для исполнения
государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.
6. Неработающие родители с момента
отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для
профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной
государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица
обеспечиваются документами, удостоверяющими личность, копии которых в
двухдневный срок со дня выдачи направляются органом внутренних дел в управление
(отдел) образования по месту их жительства в целях обеспечения предъявления в
суд необходимых документов для рассмотрения требований о взыскании с родителей
расходов по содержанию детей.
Со дня принятия комиссией по делам
несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается
выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
Пенсия, назначенная ребенку,
выплачивается в установленном законодательством порядке.
7. Суд, органы уголовного преследования
должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства
родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о
заключении их под стражу, направлении в лечебно-трудовые профилактории, розыске,
об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими,
если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего
дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу
для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.
Органы, наложившие административное
взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1,
17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5 и 17.8 Кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях, на лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не
позднее следующего дня после вынесения постановления о привлечении их к
административной ответственности информируют об этом орган опеки и
попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за
положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и
законных интересов.
8. Родители обязаны возмещать расходы по
содержанию детей в случае:
отобрания у них детей по решению комиссии
по делам несовершеннолетних;
отобрания у них детей на основании
решения суда без лишения родительских прав;
лишения их родительских прав;
нахождения их в розыске,
лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
отбывания наказания в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Расходы по содержанию детей не
возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями,
которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья
согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в
соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и
семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного
государственной организацией здравоохранения.
За несовершеннолетних родителей расходы
по содержанию детей возмещаются родителями, усыновителями этих
несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в
случае непогашения расходов по содержанию детей родителями (усыновителями)
возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на
государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями
после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения
совершеннолетия дееспособности в полном объеме.
Родители, указанные в части первой
настоящего пункта, являющиеся иностранными гражданами или лицами без
гражданства, постоянно проживающие, временно пребывающие или временно
проживающие на территории Республики Беларусь, обязаны возмещать расходы по
содержанию детей в порядке, установленном настоящим Декретом, если их дети
являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства.
9. Обязанность возмещения расходов по
содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное
обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам
несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего
уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в
отношении родителей, указанных в части первой пункта 8 настоящего Декрета
(далее – обязанные лица), а прекращается после полного погашения расходов по
содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося
обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным
либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем
заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские
обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения. При прекращении
обязанности возмещения расходов по содержанию детей у обязанного лица, с
которого данные расходы взыскивались на основании судебного постановления (за
исключением случаев полного погашения расходов по содержанию детей), выносится
определение о прекращении исполнительного производства либо исполнительный
документ возвращается взыскателю в случаях и порядке, предусмотренных статьями
492–494 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
Работающее на день помещения ребенка на
государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию
детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в
трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. Для
производства удержаний из заработной платы обязанного лица взыскатель направляет
по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание
ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету
бюджетных средств, а также своевременно информирует о последующих изменениях
названной суммы. При этом обязанным лицом обеспечивается полное исполнение
ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
Если размер заработной платы и
приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом
Республики Беларусь доходов обязанного лица, возмещающего расходы по содержанию
детей в добровольном порядке, не позволяет ему в течение шести месяцев в полном
объеме выполнять данные обязательства, обязанное лицо подлежит трудоустройству
на новое место работы. В этом случае взыскатель в срок, установленный частью
девятой настоящего пункта, обращается в суд с заявлением о взыскании с
обязанного лица расходов по содержанию детей. При вынесении судебного
постановления по указанному заявлению судом одновременно решаются вопросы
трудоустройства обязанного лица в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящего
Декрета.
В случае уклонения работающего
обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей, указанные расходы
взыскиваются с него на основании исполнительной надписи нотариуса.
В случае, когда обязанное лицо не
работает, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке
приказного производства в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом
Республики Беларусь. Если место жительства обязанного лица неизвестно,
возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке искового
производства. Вопрос о розыске обязанного лица разрешается судом по собственной
инициативе при подготовке дела к судебному разбирательству или по ходатайству
взыскателя расходов по содержанию детей.
В порядке искового производства
возмещение расходов по содержанию детей осуществляется также в случаях,
предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (при
рассмотрении исков о лишении родительских прав, об отобрании ребенка без
лишения родительских прав), и в случаях, когда заявление о взыскании расходов
по содержанию детей не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства
либо когда отсутствуют документы, необходимые для совершения исполнительной
надписи нотариуса.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ13 июля 2012 г. № 408-З
О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах
Настоящий Закон определяет правовые и
организационные основы государственной политики в сфере оборота и
противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных
веществ, их прекурсоров и аналогов, а также направлен на профилактику
потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в целях
обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые
в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются
следующие основные термины и их определения:
аналоги наркотических средств,
психотропных веществ (далее, если не определено иное, – аналоги) – химические
вещества, структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах
наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах одного или
нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода, включенные в
перечень заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических
средств, психотропных веществ или базовых структурах, установленный
Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь;
базовая структура – указанная в
Республиканском перечне наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (далее
– Республиканский перечень), структура химического вещества, при модификации
которой (путем замены одного или нескольких атомов водорода на заместители
атомов водорода) образованы структурные формулы двух и более наркотических
средств, психотропных веществ;
ввоз, вывоз – перемещение наркотических
средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов через Государственную
границу Республики Беларусь;
заместители атомов водорода –
одновалентные или двухвалентные атомы или группы атомов, включенные в перечень
заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств,
психотропных веществ или базовых структурах, установленный Государственным
комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь;
изготовление наркотических средств,
психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов – действия, в результате которых
получены наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, аналоги
либо одни наркотические средства, психотропные вещества, аналоги преобразованы
в другие наркотические средства, психотропные вещества, аналоги;
использование наркотических средств,
психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов – использование наркотических
средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов юридическими или
физическими лицами с соблюдением требований настоящего Закона и иных актов
законодательства;
лицо, больное наркоманией, – физическое
лицо, которому медицинским работником, имеющим высшее медицинское образование с
квалификацией «Врач-психиатр», «Врач-нарколог», «Врач-психиатр-нарколог»,
«Врач-психотерапевт» либо прошедшим переподготовку на уровне высшего
образования или клиническую ординатуру по специальности «Психиатрия»,
«Наркология», «Психиатрия-наркология», «Психотерапия», установлен диагноз
«наркомания»;
наркомания – заболевание, обусловленное
психической и (или) физической зависимостью от наркотических средств,
психотропных веществ, аналогов;
наркотические средства, психотропные
вещества – вещества природного или синтетического происхождения, включенные в
Республиканский перечень;
незаконный оборот наркотических средств,
психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов – оборот наркотических средств,
психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов, осуществляемый в нарушение
требований настоящего Закона и иных актов законодательства;
оборот аналогов – изготовление,
производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка,
реализация, использование, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение аналогов;
оборот наркотических средств,
психотропных веществ – культивирование (посев или выращивание) растений и
грибов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, изготовление,
производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка,
реализация, использование, отпуск (распределение) в организации
здравоохранения, их структурные подразделения, ввоз, вывоз, транзит,
уничтожение наркотических средств, психотропных веществ;
оборот прекурсоров – изготовление,
производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка,
реализация, использование, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение прекурсоров;
перевозка наркотических средств,
психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов – перемещение наркотических
средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов, осуществляемое на территории
Республики Беларусь;
переработка наркотических средств,
психотропных веществ, аналогов – действия, в результате которых происходят
очистка от примесей (рафинирование), повышение концентрации наркотических
средств, психотропных веществ, аналогов;
потребление наркотических средств,
психотропных веществ, аналогов – потребление наркотических средств,
психотропных веществ, аналогов физическими лицами в нарушение требований
настоящего Закона и иных актов законодательства;
прекурсоры наркотических средств, психотропных
веществ (далее – прекурсоры) – химические вещества, включенные в
Республиканский перечень, используемые при изготовлении, производстве и
переработке наркотических средств, психотропных веществ;
производство аналогов – действия,
направленные на получение аналогов с применением промышленного оборудования,
способов и технологий;
производство наркотических средств,
психотропных веществ – действия, в результате которых получены наркотические
средства, психотропные вещества с применением промышленного оборудования,
способов и технологий, с использованием растений, грибов, прекурсоров и иных
веществ, не являющихся прекурсорами;
транзит – перемещение наркотических
средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов через территорию
Республики Беларусь.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З
Статья
2.2. Категории административных правонарушений
1. В зависимости от характера и степени
общественной вредности административные правонарушения подразделяются на:
1) административные проступки;
2) значительные административные
правонарушения;
3) грубые административные
правонарушения.
2. К административным проступкам
относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено
наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:
1) для физического лица – десяти базовых
величин;
2) для индивидуального предпринимателя –
двадцати пяти базовых величин;
3) для юридического лица – пятидесяти
базовых величин.
3. К значительным относятся
административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение
административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере,
определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета
совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки,
внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой,
полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки
от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем:
1) для физического лица – десять базовых
величин;
2) для индивидуального предпринимателя –
двадцать пять базовых величин;
3) для юридического лица – пятьдесят
базовых величин.
4. К грубым относятся административные
правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного
взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права
заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых
влечет уголовную ответственность.
Статья
4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности
подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения
возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в
возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной
ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного
повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания
(статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо
повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или
избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
2. Не подлежит административной
ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста
административной ответственности, если будет установлено, что вследствие
отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством
(заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его
фактический характер и противоправность.
Статья
4.3. Невменяемость
Не подлежит административной
ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось
в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать его фактический характер
и противоправность либо руководить им вследствие психического расстройства
(заболевания).
Статья
4.4. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию
1. Деяния, содержащие признаки следующих
административных правонарушений:
умышленное причинение телесного
повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания
(статья 10.1);
оскорбление (статья 10.2);
отказ в предоставлении гражданину
информации (статья 10.5);
нарушение права на свободу объединений
(статья 10.7);
нарушение авторского права, смежных прав
и права промышленной собственности (статья 10.15);
нарушение требований заключения
гражданско-правовых договоров (статья 10.18);
причинение имущественного ущерба (статья
11.2);
умышленные уничтожение либо повреждение чужого
имущества (статья 11.3);
присвоение найденного имущества (статья
11.4);
обман потребителей (статья 13.10);
недобросовестная конкуренция (статья
13.33);
нарушение правил дорожного движения
лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему
легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.16);
нарушение правил дорожного движения
пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.20) в
случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым
транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не
управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения;
несанкционированный доступ к компьютерной
информации (статья 23.4);
разглашение коммерческой или иной
охраняемой законом тайны (статья 23.6), –
влекут административную ответственность
только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования
потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее
административное правонарушение, к административной ответственности.
2. Независимо от требования потерпевшего
или его законного представителя при совершении деяний, содержащих признаки
правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, административный
процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом,
ведущим административный процесс, если:
1) этим деянием причинен значительный
вред интересам государства или общества;
2) деяние совершено в отношении лица,
находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его
совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за
защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Статья
9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся
административному взысканию
Лицо, совершившее административное
правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не
подвергавшимся административному взысканию:
со дня исполнения постановления о
наложении административного взыскания за совершение административного
проступка;
по истечении двух месяцев со дня
исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение
значительного административного правонарушения;
по истечении шести месяцев со дня
исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение
грубого административного правонарушения;
по истечении сроков давности исполнения
постановления о наложении административного взыскания в случаях,
предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания
в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП;
со дня прекращения исполнения
постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным
статьей 14.3 ПИКоАП;
со дня освобождения от исполнения
административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 настоящего
Кодекса.
Статья
10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные
действия либо нарушение защитного предписания
1. Умышленное причинение телесного
повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или
незначительной стойкой утраты трудоспособности, –
влечет наложение штрафа в размере от
десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или
административный арест.
2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения
телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических
страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или
бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания –
влекут наложение штрафа в размере до десяти
базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья
10.2. Оскорбление
1. Оскорбление, то есть умышленное
унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, –
влечет наложение штрафа в размере до
тридцати базовых величин.
2. Оскорбление в публичном выступлении,
либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах
массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной
компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной
сети электросвязи, –
влечет наложение штрафа в размере от
десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или
административный арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от
тридцати до двухсот базовых величин.
Статья
10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
1. Невыполнение родителями или лицами,
их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение
несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения
либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния
возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность
за совершенное деяние, –
влечет наложение штрафа в размере до
десяти базовых величин.
2. Невыполнение родителями или лицами,
их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до
шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в
период с двадцати трех до шести часов вне жилища –
влечет наложение штрафа в размере до
двух базовых величин.
Статья
11.1. Мелкое хищение
Мелкое хищение имущества путем кражи,
мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или
растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого
хищения –
влекут наложение штрафа в размере от
двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный
арест.
Статья
11.2. Причинение имущественного ущерба
Причинение ущерба в незначительном
размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана,
злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при
отсутствии признаков мелкого хищения –
влечет наложение штрафа в размере до
тридцати базовых величин.
Статья
11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества
Умышленные уничтожение либо повреждение
чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, –
влекут наложение штрафа в размере до
тридцати базовых величин.
Статья
11.4. Присвоение найденного имущества
Присвоение найденного заведомо чужого
имущества или клада –
влечет наложение штрафа в размере до
пяти базовых величин.
Статья
16.29. Жестокое обращение с животным или избавление от животного
1. Жестокое обращение с животным (за
исключением истязания животного), не повлекшее его гибели или увечья, –
влечет наложение штрафа в размере до
пятнадцати базовых величин.
2. Избавление от животного –
влечет наложение штрафа в размере от
десяти до тридцати базовых величин.
3. Жестокое обращение с животным,
выразившееся в истязании животного либо повлекшее его гибель или увечье, –
влечет наложение штрафа в размере от
двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или
административный арест.
Примечание. 1. Под жестоким обращением с
животным в настоящей статье понимаются истязание животного, нанесение ему
телесных повреждений, натравливание животных друг на друга, иные действия
(бездействие), влекущие причинение вреда здоровью животных, в том числе травмы
и увечья, или гибель животных (за исключением случаев использования животных в
научном эксперименте или опыте, доклиническом исследовании лекарственных
средств, биологическом тестировании, образовательном процессе, производстве
биологических препаратов, иных случаев, предусмотренных законодательством), а также
нарушение условий содержания животных в соответствии с зоотехническими,
зоогигиеническими и ветеринарно-санитарными правилами, приводящее к истощению
организма животных.
2. Под истязанием животных в настоящей
статье понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений путем
систематического нанесения побоев, сечения, удушения, связывания конечностей и
иными способами.
3. Под избавлением от животного в
настоящей статье понимается прекращение содержания животных без передачи их
новым владельцам либо сдачи в пункт временного содержания животных, приют для
животных, а также если в случае пропажи зарегистрированных собак и кошек их
владельцы в течение трех суток не подали заявление о пропаже этих животных в
организацию, осуществляющую регистрацию собак и кошек.
Статья
17.1. Незаконные посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих
наркотические средства или психотропные вещества
Незаконные посев и (или) выращивание
растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные
вещества, без цели их сбыта или изготовления либо иного получения наркотических
средств или психотропных веществ –
влекут наложение штрафа в размере до
двадцати базовых величин.
Статья
17.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований, требований
ограничительных мероприятий, представление недостоверных данных для процедуры
государственной регистрации продукции
Нарушение санитарно-эпидемиологических,
гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами
Таможенного союза, Евразийского экономического союза, или общих
санитарно-эпидемиологических требований, установленных Президентом Республики
Беларусь, специфических санитарно-эпидемиологических требований, установленных
Советом Министров Республики Беларусь, санитарных норм и правил, гигиенических
нормативов, или требований ограничительных мероприятий, введенных в
соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, либо представление недостоверных данных для процедуры
государственной регистрации продукции –
влекут наложение штрафа в размере до
тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двухсот
базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
Статья
18.2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном
или городском электрическом транспорте
1. Подкладывание на железнодорожные и
трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения
железнодорожного или городского электрического транспорта, –
влечет наложение штрафа в размере от двух
до десяти базовых величин.
2. Повреждение железнодорожного или
трамвайного путей, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других
путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи –
влечет наложение штрафа в размере от
двадцати до пятидесяти базовых величин.
3. Нарушение правил проезда гужевого
транспортного средства и прогона скота через железнодорожные пути, выпаса скота
вблизи железнодорожных путей –
влечет наложение штрафа в размере от одной
до десяти базовых величин.
4. Проход по железнодорожным путям или
нахождение на железнодорожных путях в местах, не предназначенных для их
пересечения, –
влекут наложение штрафа в размере до
двух базовых величин.
Статья
19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление
наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном
месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения
1. Распитие алкогольных,
слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке,
общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест,
предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или
пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения,
оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –
влекут наложение штрафа в размере до
восьми базовых величин.
2. Действия, предусмотренные частью 1
настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения
административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от
двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или
административный арест.
3. Появление в общественном месте в
состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста
наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов,
токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое
достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в
установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения
состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ,
их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти
до десяти базовых величин.
4. Нахождение на рабочем месте в рабочее
время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста
наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов,
токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в
установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения
состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ,
их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от
восьми до двенадцати базовых величин.
5. Потребление без назначения
врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном
месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от
прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет
определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих
веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от
десяти до пятнадцати базовых величин.
Статья
19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в
антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных
напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста
восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных,
слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление
сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение
несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии,
демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением
установленного порядка, –
влекут наложение штрафа в размере от
пяти до тридцати базовых величин.
Статья
19.7. Хранение и распространение порнографических материалов или предметов
порнографического характера
Хранение с целью распространения или
рекламирования либо распространение, рекламирование порнографических
материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен
порнографического содержания, иных предметов порнографического характера –
влекут наложение штрафа в размере от
двух до тридцати базовых величин.
Статья
19.8. Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости
Изготовление либо хранение с целью
распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а
равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений,
пропагандирующих культ насилия и жестокости, –
влекут наложение штрафа в размере от
десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений, на
индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с
конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо – до двухсот базовых
величин с конфискацией указанных произведений.
Статья
19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах
Курение (потребление) табачных изделий,
использование электронных систем курения, систем для потребления табака в
местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, –
влекут наложение штрафа в размере до
четырех базовых величин.
Статья
24.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при
исполнении им служебных полномочий
Неповиновение законному распоряжению или
требованию должностного лица государственного органа (организации) при
исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, –
влечет наложение штрафа в размере от
двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный
арест.
Статья
24.4. Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий
1. Оскорбление должностного лица
государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий
лицом, не подчиненным ему по службе, –
влечет наложение штрафа в размере от
двадцати до тридцати базовых величин.
2. То же деяние, совершенное в публичном
выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо
в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в
глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего
пользования или выделенной сети электросвязи, –
влечет наложение штрафа в размере от
десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный
арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от тридцати до
двухсот базовых величин.
Статья
24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
1. Нарушение установленного порядка
проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования,
иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно
публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного
шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением
установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником
таких мероприятий либо иным лицом, –
влекут наложение штрафа в размере до ста
базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка
организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации,
пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к
организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования,
иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации
или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –
влекут наложение штрафа в размере от
двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или
административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых
величин.
3. Деяния, предусмотренные частью 1
настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения
административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от
двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или
административный арест.
4. Деяния, предусмотренные частью 2
настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения
административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от
двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или
административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых
величин.
5. Деяния, предусмотренные частью 1
настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –
влекут наложение штрафа в размере от
тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или
административный арест.
6. Деяния, предусмотренные частью 2
настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в
собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –
влекут наложение штрафа в размере от
сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или
административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до
пятисот базовых величин.
Статья
25.6. Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный
процесс, либо к судебному исполнителю
Уклонение без уважительных причин от
явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган
дознания или предварительного следствия, либо к судебному исполнителю –
влечет наложение штрафа в размере до
тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Директива № 1 от 11 марта 2004 г.
«О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»
Директива № 1 от 11 марта 2004 г. (в редакции Указа № 420 от 12 октября 2015 г.)
Системная работа государственных органов всех уровней, иных организаций и граждан по укреплению общественной безопасности и дисциплины способствовала снижению гибели и травматизма людей.
В результате совместных усилий, предпринятых в течение последнихлет, жизнь граждан страны стала более безопасной и комфортной. Значительно снизился уровень преступности, постепенно нормализуется ситуация с авариями на дорогах, уменьшилось количество пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем существующие проблемы в обеспечении общественной безопасности и дисциплины полностью не решены. Люди продолжают гибнуть от внешних причин. Страна много теряет от бесхозяйственности, расхлябанности, пьянства, наркомании. Деятельность по обеспечению общественной безопасности и укреплению дисциплины требует дальнейшего совершенствования.
Основными причинами происшествий, повлекших гибель людей, являются безответственное отношение граждан к личной безопасности, а также невыполнение руководителями организаций независимо от форм собственности своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдению требований пожарной и промышленной безопасности, производственно-технологической дисциплины и недостаточный контроль со стороны руководителей государственных органов за деятельностью подчиненных организаций. Органами государственного надзора, профессиональными союзами вскрываются многочисленные факты несоблюдения элементарных норм охраны труда, исполнительской и трудовой дисциплины.
Эффективность работы по профилактике чрезвычайных происшествий на местах остается низкой. Зачастую руководители не рассматривают эту работу в качестве приоритетной, а предписания контролирующих (надзорных) органов по обеспечению безопасности производства выполняют по ”остаточному“ принципу.
Одной из главных причин гибели людей, которой вполне можно было избежать, остается человеческий фактор, основанный на низкой культуре населения в области знания и соблюдения мер безопасности, а также на отсутствии необходимых навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.
В целях дальнейшего укрепления общественной безопасности и дисциплины, создания дополнительных условий для безопасной жизнедеятельности населения:
1. Руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности:
1.1. одним из основных критериев оценки выполнения настоящей Директивы считать обеспечение здоровых и безопасных условий труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, формирование правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан,в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях;
1.2. в целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма обеспечить систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью, путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах;
1.3. для повышения безопасности транспортной деятельности неукоснительно проводить в установленном порядке предрейсовые и иные медицинские обследования водителей, а также обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к участию в дорожном движении неисправный транспорт;
1.4. обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за:
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;
1.5. своевременно и качественно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, повышать эффективность работы по информированию работников о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках для их здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда;
1.6. для повышения безопасности производственной деятельности исключить случаи допуска работников к работе на оборудовании, имеющем неисправности, либо при отсутствии его испытаний, осмотров, технических освидетельствований;
1.7. совершенствовать формы и методы взаимодействия с местными Советами депутатов, профессиональными союзами и иными общественными организациями по вопросам охраны труда;
1.8. при эксплуатации производственных, жилых, общественных зданий и сооружений обеспечить безусловное выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в том числе по их техническому состоянию, своевременному обслуживанию, проведению обследований, содержанию прилегающих территорий и ведению соответствующей технической документации;
1.9. при проведении культурно-зрелищных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и иных массовых мероприятий планировать и реализовывать совместно с заинтересованными комплекс мер по обеспечению порядка их проведения и общественной безопасности. Персональную ответственность за обеспечение порядка проведения таких мероприятий возложить на их организаторов и руководителей организаций, на балансе которых находятся объекты, служащие местом проведения этих мероприятий, а персональную ответственность за обеспечение общественного порядка – на руководителей органов внутренних дел.
2. Совету Министров Республики Беларусь:
- 2.1. до 1 января 2016 г. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями изучить вопросы и принять меры по:
повышению ответственности работников за личную безопасность и собственное здоровье, безопасность окружающих в процессе выполненияработ, расширению полномочий должностных лиц на осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда;
- возложению персональной ответственности на руководителей организаций, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, по соблюдению дисциплины, в том числе в нерабочее время при производстве работ вахтовым методом и проживании рабочих на территории строящихся объектов;
- совершенствованию системы экономических стимулов и санкций, способствующих соблюдению требований безопасности;
- усилению персональной ответственности руководителей (нанимателей) соответствующих организаций за качество разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта, поддержания в надлежащем состоянии, реконструкции и модернизации объектов производственного и социально-бытового назначения, а также за неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины;
- усилению контроля за своевременным прохождением работниками обязательных медицинских осмотров с целью снижения риска профессиональных заболеваний;
укреплению безопасности дорожного движения и дисциплины его участников, снижению гибели и травматизма людей в результате дорожно-транспортных происшествий, совершенствованию механизма профилактики детского травматизма на дорогах, обустройству их участков с потенциальным риском дорожно-транспортных происшествий необходимыми средствами безопасности;
- ужесточению требований к производителям алкогольной продукции в части повышения ее качества, повышению их персональной ответственности за выпуск и реализацию непищевой спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям законодательства;
-
выработке механизма и единых подходов органов государственного управления по организации работы, направленной на поэтапное сокращение потребления населением алкогольной продукции;
2.2. до 1 февраля 2016 г. обеспечить разработку порядка обследования строительных конструкций наиболее важных промышленных объектов и общественных зданий (в первую очередь с массовым пребыванием людей), в том числе с использованием инструментальных методов, предусмотрев возложение обязанности осуществлять такое обследование на собственников указанных объектов;
2.3. при подготовке проекта Государственной программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы предусмотреть в нем основные направления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
2.4. принять меры по повышению качества обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности, в том числе путем включения дисциплины ”Основы безопасности жизнедеятельности“ в перечень обязательных для изучения учебных предметов типовых учебных планов общеобразовательных учреждений. Расширить практику организациилагерей, слетов, конкурсов и иных мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи культуры безопасности жизнедеятельности.
3. Государственным органам:
3.1. совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями независимо от форм собственности обеспечить ежегодное обследование:
объектов социально-бытового и социально-культурного назначения с принятием собственниками (организациями, осуществляющими эксплуатацию имущества и управление им) безотлагательных мер по обеспечению безопасной эксплуатации строений, находящихся в аварийноми ветхом состоянии, в части выполнения ремонтных работ либо вынесения решений по их сносу и утилизации;
неиспользуемых капитальных строений, зданий, сооружений, подвальных и чердачных помещений, технических подполий и этажей, вспомогательных помещений с инженерным оборудованием многоквартирных жилых домов, а также принятие собственниками (организациями, осуществляющими эксплуатацию имущества и управление им) мер по ограничению доступа в данные строения (помещения) посторонних лиц и обеспечению их эксплуатации в соответствии с установленными требованиями;
3.2. принять меры по разработке и реализации на отраслевом и территориальном уровнях комплексных планов мероприятий по обеспечению безопасности производственной деятельности и осуществлять мониторинг их реализации.
4. Работникам организаций независимо от форм собственности немедленно принимать меры по безопасной остановке оборудования, приспособлений, транспортных средств с извещением своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя в случае неисправности такого оборудования, средств защиты, ухудшения состояния своего здоровья.
5. Следственному комитету, Министерству здравоохранения на постоянной основе проводить анализ причин и условий гибели граждан, по результатам которого вносить необходимые предложения о принятии дополнительных мер по устранению либо минимизации таких причин и условий.
6. Министерству информации, республиканским и местным средствам массовой информации обеспечивать систематическое освещение в государственных средствах массовой информации, в том числе путем создания (расширения) постоянных рубрик и программ, вопросов обеспечения общественной, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствий нарушений производственно-технологической дисциплины, безопасности перевозки опасных грузов, охраны труда, а также вопросов безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни и вовлечения граждан в занятия физической культурой и спортом, последствий для здоровья табакокурения, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции.
7. Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству внутренних дел:
7.1. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ежегодно проводить семинары по вопросам организации работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта со специалистами государственных органов и организаций, ответственными за указанное направление деятельности;
7.2. совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принятьмеры по безусловному выполнению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене. Обеспечить постоянную оценку уровня безопасности пассажирских перевозок.
8. Министерству труда и социальной защиты, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел на основе анализа результатов работы по контролю (надзору) соответственно за безопасными условиями труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасностью, защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствиями нарушений производственно-технологической дисциплины, состоянием общественной безопасности ежегодно планировать комплекс мер по профилактике выявленных нарушений.
9. Государственному комитету по стандартизации, Министерству архитектуры и строительства обеспечить контроль за соблюдением проектными организациями обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при проектировании объектов. При выявлении фактов несоблюдения таких требований принимать меры по прекращению действия квалификационных аттестатов организаций и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения.
10. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 января 2016 г. выработать и обеспечить реализацию на подведомственной территории комплекса мер по укреплению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, безопасности производственной деятельности. Результаты этой работы ежегодно рассматривать на заседаниях исполкомов.
11. Республиканскому государственно-общественному объединению ”Белорусское республиканское общество спасания на водах“ принять дополнительные меры по обеспечению контроля за соблюдением правил охраны жизни людей на водах, в том числе в части эффективного функционирования спасательных станций и постов.
12. Федерации профсоюзов Беларуси рекомендовать повысить эффективность общественного контроля за соблюдением производственно-технологической дисциплины и безопасности производственной деятельности.
13. Местным Советам депутатов рекомендовать активнее участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций, обеспечении общественной, промышленной, пожарной безопасности, безопасности транспортной деятельности, улучшении условий и охраны труда,формировании здорового образа жизни населения, в том числе при подготовке и утверждении региональных программ, концепций (планов мероприятий) по указанным направлениям деятельности, осуществлении контроля за их выполнением и утверждении отчетов об их исполнении.
14. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому в трехмесячный срок разработать и по согласованию с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь утвердить соответственно республиканский и местные планы мероприятий по реализации положений настоящей Директивы с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.
15. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, организацию и координацию данной деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, – на Совет Министров Республики Беларусь, а на территориальном уровне – на облисполкомы и Минский горисполком.
16. Государственному секретариату Совета Безопасности РеспубликиБеларусь ежегодно до 1 марта докладывать Президенту Республики Беларусь о результатах деятельности государственных органов и иных организаций по выполнению настоящей Директивы.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко.
Профилактические видеоролики по профилактике незаконного оборота и потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
|