В обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий - медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия и синдром эмоционального выгорания. Эти симптомы стали поводом для проведения в ОСП «ЛГАК» очередного семинара по повышению уровня образования среди преподавателей. В ноябре состоялся семинар: «Психологические аспекты успешной педагогической деятельности: синдром эмоционального выгорания и способы его коррекции».
Цели, которые ставились перед семинаром:
1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования);
2. Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома;
3. Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.
Предварительной работой до семинара было проведение диагностики всего педагогического коллектива по выявлению синдрома эмоционального выгорания. Причем, учитывался стаж работы, категория, возраст и пол сотрудников. Также в анкетировании преподаватели делились своими ассоциациями, которые у них вызывает слово «работа» и как они борются с негативными эмоциями.
Семинар проходил в дружеской атмосфере, все активно принимали участие в дискуссии по актуальной теме для наших преподавателей. В ходе семинара обсуждали факторы, которые влияют на успешную педагогическую деятельность и выработали следующие рекомендации, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:
1. хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
2. высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
3. опыт успешного преодоления профессионального стресса;
4. способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
5. высокая мобильность;
6. открытость;
7. общительность;
8. самостоятельность;
9. стремление опираться на собственные силы;
10. способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Так же следует постоянно поддерживать собственную самооценку:
1. Стараться более позитивно относиться к жизни. Использовать внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, стараться переключиться на приятное
2. Относиться к людям так, как они того заслуживают. Выискивать в человеке не недостатки, а достоинства.
3. Относиться к себе с уважением. Составить список своих достоинств. Убедить себя в том, что таковые имеются.
4. Попытаться избавиться от того, что в себе не нравится.
5. Начинать принимать решения самостоятельно. Помнить, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые решения всегда можно оправдать и обосновать.
6. Постараться окружить себя тем, что оказывает положительное влияние. Приобретать любимые книги, магнитофонные записи. Нужно иметь и любить свои «слабости».
7. Обрести веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помнить, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если нет возможности повлиять на ход событий, «отойти в сторону» и просто подождать.
Таким образом, можно заключить, что, в основном, к профессиональному выгоранию приводят психологические проблемы, возникшие как следствие социальных проблем (разочарование в жизни и в профессии, неудовлетворенность собой, тревога за себя и своих детей, уязвлённость и искажённое восприятие отношения к себе со стороны окружающих). Несоответствие профессиональным требованиям (интровертированный характер, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, присущая меланхолическому темпераменту и т. д.) так же является причиной быстрого эмоционального выгорания.
Педагог-психолог ОСП «ЛГАК» УО «БарГУ» Т.В. Третьяк
|